Обзор рынка
Версия для печати Версия для печати

Конкуренты на российском рынке грузовиков

Основными конкурентами на российском рынке грузовых автомобилей являются ОАО «МАЗ», ОАО «АЗ «УРАЛ», ХК «АвтоКРАЗ», автопроизводители стран дальнего зарубежья, осуществляющие сборку в России и импортирующие в страну.

Диаграмма показывает положение ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн по итогам первого полугодия 2009 года.

Появление других новых конкурентов на внутреннем рынке в ближайшее время маловероятно. В настоящий момент все автопроизводители проводят мероприятия по снижению затрат, уменьшению объемов незавершенного производства, запасов товарно-материальных ценностей и запасов готовой продукции. Активизируется работа по продвижению и стимулированию спроса на выпускаемую продукцию, что определяется наличием сверхнормативных запасов готовой продукцией, а также обострением конкуренции на рынке.

На протяжении всего второго квартала 2009 года ситуация на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн остается сложной. При этом активизации спроса не наблюдается. С одной стороны – спрос неактивен, не наблюдается его увеличение и предпосылок роста, а с другой стороны на складах автопроизводителей и их дилеров сохраняются избыточные запасы. Также существует риск «второй волны» кризиса предположительно в конце третьего – начале четвертого квартала, вероятность риска оценивается как средняя. В этом случае спрос со стороны конечных покупателей предприятий и частных лиц может еще больше уменьшиться.

По итогам второго квартала 2009 года на рынке России ОАО «КАМАЗ» реализовало 4455 грузовых автомобилей, что на 57,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе:
- полной массой 14-40 тонн – 4384 шт.;
- среднетоннажных автомобилей полной массой 8-14 тонн – 71 шт.
Снижение объемов реализации вызвано снижением спроса на грузовые автомобили вследствие экономического кризиса в отраслях, потребляющих грузовой автотранспорт.
Диаграмма по реализации участниками российского рынка автомобилей полной массой 14 – 40 тонн (доли рынка %):

Значительное снижение объемов импорта грузовых автомобилей и сокращение доли иностранных автопроизводителей вызвано следующими факторами: - снижением спроса на грузовые автомобили в условиях экономического кризиса; повышением таможенных пошлин в январе 2009 года; девальвацией рубля по отношению к доллару и евро в начале 2009 года; наличием высокого уровня складских запасов.

Повышение таможенных пошлин и девальвация российского рубля привело к значительному удорожанию импортной автотехники. В условиях снижения спроса на рынке это ведет к снижению объемов импорта и уменьшению доли импортной автотехники на российском рынке. Отечественные марки (марки СНГ) находятся в среднем ценовом диапазоне.

Цены на них не изменятся при девальвации рубля и девальвации валют СНГ. Незначительное повышение цен возможно лишь на те марки автомобилей, в которых велика доля импортных комплектующих. Снижение продаж российских автомобилей будет обусловлено падением объема рынка. Но это снижение будет значительно меньше, чем у конкурентов, то есть доля КАМАЗа на рынке вырастет. По итогам первого полугодия 2009 года доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн составила 53,5%. При этом доля компании из месяца в месяц возрастала. Так если доля КАМАЗа в марте без накопления составляла 50,5%, то в апреле и мае - по 54,5%, а в июне – 58,5 процента.

Высокий рост доли ОАО «КАМАЗ» вызван факторами: Увеличением доли государственного заказа в структуре продаж; Повышением цены на иномарки из-за повышения таможенных пошлин в январе 2009 года; Девальвацией российского рубля по отношению к евро и доллару, в результате объемы импорта грузовых автомобилей значительно снизились; Смещением спроса на недорогую отечественную автотехнику, обеспеченную недорогим сервисным обслуживанием. Министерство промышленности и торговли РФ определило перечень автомобильной техники, производимой на территории страны, для закупки федеральными органами исполнительной власти. В него вошли также и серийно выпускаемые грузовые автомобили КАМАЗ и автобусы НЕФАЗ.

Рынок среднетоннажных грузовых автомобилей полной массой грузовых автомобилей 8-14 тонн наиболее сильно подвержен колебаниям рыночной конъюнктуры, что во многом определяется тем, что достаточно высока доля частных предпринимателей, небольших компаний, финансовое состояние которых значительно ухудшилось в условиях кризиса. Доступность кредитов для данной категории экономических субъектов ухудшилось еще в большей степени, чем для крупных предприятий.


Есть вопросы?

Вы можете задать нам вопрос(ы) с помощью следующей формы.

Имя:

Email

Пожалуйста, сформулируйте Ваши вопросы относительно Конкуренты на российском рынке грузовиков:


Введите число, изображенное на рисунке
code






© ТОП-ЭКСПЕРТ.