Обзор рынка
Версия для печати Версия для печати

Рынок соков: Лебедянский, Мултон, Нидан…

1. Емкость рынка:
Потребление соков в России росло на протяжении последних пяти лет быстрыми темпами. Однако, в конце 2008 года и начале 2009 с развитием финансового кризиса, падением цен на нефть и ростом курса мировых валют к рублю, а также по причинам снижения уровня жизни населения, увеличения уровня безработицы привели к тому, что рынок соков показал отрицательную динамику. В течение периода с 2003 по 2008 год объем потребления соков в России увеличился почти в два раза. Если емкость рынка соков в 2003 составляла 1,8 млрд. литров, то в 2008 его емкость достигла уже 3 млрд. литров.

Маркетинговые исследования рынка соков

На протяжении последних лет российский рынок рос следующими темпами (Диаграмма):

Объем потребления в России соков в год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Млн. литров

1800

2052

2360

2737

3065

3035

Среднее потребление сока на душу населения в целом по России в 2008 составило около 20 литров в год, за последние годы оно впервые сократилось. В то время как в США этот показатель равен 60 литрам на человека, в странах Западной Европы потребление соков составляет 30 литров на человека. Потенциал развития рынка соков, прежде всего, зависит от потребления их в регионах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. На данный момент в других городах России соков выпивают в среднем по 15 литров на человека. В Москве и Санкт-Петербурге уровень потребления сопоставим с европейским, что подтверждает насыщенность рынка в центральной части Российской Федерации,  это предопределяет дальнейшее расширение деятельности ведущих производителей путем более плотного их взаимодействия с региональными рынками. Примерно 40 и 35 литров соков было выпито в 2008 году (из расчета на одного человека) в Москве и Петербурге, соответственно.

2. Анализ конкурентов

На сегодняшний день на рынке соков присутствует четыре крупнейших компании: Компания Мултон, входящая в структуру Coca Cola; Лебедянский, принадлежащий Pepsi, Вимм Билль Данн и Нидан. Перечисленные производители соков контролируют примерно 80% российского рынка, что говорит о высокой степени присутствия в отрасли большого количества брендов, принадлежащих узкому кругу компаний. Например, компания Лебедянский в течение нескольких лет смогла выстроить управленческую структуру, соответствующую современным стандартам управления в сфере FMCG рынка, ими была разработана и выведена линейка брендов, соответствующих любому из ценовых сегментов.

В период с 1998 по 2005 год компания смогла увеличить оборот более чем в 20 раз, а занимаемая доля компанией в сегменте рынка - соки и нектары выросла с 4% до 30 % (Источник AC Nielsen). До 2002 года Лебедянский ежегодно удваивал объем продаж и до сих пор сохраняет темп своего развития на уровне, опережающего среднестатистические показатели по рынку.

По маркетинговым исследованиям за 2005 год, компания заняла первое место на рынке соков как в количественном, так и в денежном выражении. По информации исследовательского агентства AC Nielsen, в том же 2005 Лебедянский контролировал 32% рынка соков в денежном выражении, на долю Мултон и Вимм-Билль-Данн в тот период приходилось по 23% и 13%, соответственно. На четвертом месте из числа крупных компаний оказалась Группа Нидан, занимающая долю 12%, остальные 19% поделили между собой региональные производители соков и импортеры, доля каждого из которых не превышала 3% в общероссийском масштабе. Сегментация компаний на российском рынке соков (доля на рынке, %). Таблица:

Производитель соков

Доля на рынке в 2005 году, %

Лебедянсий

32

Мултон

23

Вимм Билль Данн

13

Нидан

12

Другие

20

Всего:

100

3. Расширение брендов

Лебедянский идет по пути постоянного обновления бренда (проводит ребрендинг), компания не дает бренду закостенеть. Также осуществляет продвижение продукции под несколькими различными марками – это маркетинговый способ привлечения внимания существующих и новых потребителей. Поэтому, если до конца девяностых, завод выпускал только одну марку соков - Тонус, то в 2001 было разработано несколько новых брендов для всех ценовых сегментов, яркими примерами являются Фруктовый сад и сок Я.

Существуют и региональные компании, которые в большей степени занимают свои ниши в регионах, тенденция такова, что региональные игроки в последние два года сильно активизировались, стремясь занять долю Московского и Питерского рынков, крупные федеральные компании наоборот видят перспективы в расширении своей деятельности в регионах. Как считают участники рынка, возможность удержания достигнутых позиций лидерами отрасли будет в значительной степени определяться успехами продвижения в регионы.

Лидеры отрасли проводят массовую скупку производственных активов в регионах, так как их финансовые возможности при поддержке крупных и финансово-благополучных холдингов Пепси и Кока Кола, вполне позволяют  это делать. В  2006 году Лебедянский приобрел компанию в Санкт-Петербурге Троя-Ультра, занимающую там долю в 3%, производственные возможности Троя-Ультра составляют 180 млн. литров соков в год, дистрибуторы у компании существуют более чем в 500 городах. Лебедянский за счет покупки Троя-Ультра смог укрепить свои позиции в Северо-Западном регионе.

Наличие современных производственных мощностей в Санкт-Петербурге обеспечивает тем самым оптимизацию производственного процесса и логистику компании. Торговые марки: Троя-Ультра, Долька, Нектаринка, Северная Ягода,  успешно дополняют перечень брендов компании и способствуют расширению круга потребителей. В апреле 2007 года на рынок соков вышел новый игрок АКВА с торговой маркой botaniQ. Заявленные производственные мощности компании составляли 300 млн. литров в год. В июле 2007 года Кока Кола объявила о покупке АКВА. В августе 2008 года состоялась сделка между Лебедянский и компанией Пепси по продаже контрольного пакета акций.

4. Сильные и слабые стороны конкурентов на рынке соков

4.1 Лебедянский

Одним из конкурентных преимуществ Лебедянский является наличие полномасштабной линейки брендов во всех ценовых сегментах, от доступной по цене серии соков и нектаров Привет, Долька и Фруктовый сад до бренда сегмента Премиум  соков и нектаров с мякотью - Я.

4.2 Вимм Билль Данн

Сильные стороны компании Вимм Билль Данн: Значительные финансовые ресурсы, полученные при размещении акций компании на Нью-Йоркской фондовой бирже в США; Имеется отлаженная система сбыта в регионах; Компания делает большие вложения в маркетинг и рекламу. Слабая сторона: Вимм Билль Данн не всегда четко позиционирует свою продукцию на рынке соков. С 2002 по 2006 год Вимм Билль Данн из-за активизации других производителей соков потерял значительную долю рынка. В 2007 году на рынке наблюдалась стабильная ситуация, без резкого падения или роста.

4.3 Мултон

Сильная сторона: Использование международного опыта при продвижении брендов, наличие сильного бренда в массовом сегменте сока Добрый. Слабая сторона: Трудность принятия оперативных решений в силу большого размера компании.

4.4 Нидан

Проводит на рынке агрессивную маркетинговую политику. Но существуют два фактора, которые указывают на слабые стороны компании – это отсутствие сильного бренда в среднем и высоком ценовых сегментах и неимение сильной системы сбыта в регионах.

5. Тенденции рынка соков

По мнению экспертов, дальнейший рост рынка соков будет происходить за счет экспансии в регионы, и одним из факторов успеха в этом направлении является наличие у производителей развитой инфраструктуры. Сдерживающими факторами развития рынка будут являться: Неудовлетворительное состояние железнодорожных объектов; Автодорожной инфраструктуры; Энергетических объектов; Плохая система коммуникаций; Неудовлетворительные объекты жилого фонда. Федеральное правительство ведет активную работу по рассмотрению планов реорганизации системы железнодорожных, электрических и телефонных коммуникаций страны.

Любая такая реорганизация может привести к повышению цен и тарифов на транспортные услуги, электроэнергию и услуги связи. Существенные события и факторы, которые могут улучшить результаты отрасли производства соков, это улучшение роста жизненного уровня населения. (Используемая вторичная маркетинговая информация ОАО "Лебедянский"). Агентство ТОП-ЭКСПЕРТ, - обзор рынка продуктов питания.


Есть вопросы?

Вы можете задать нам вопрос(ы) с помощью следующей формы.

Имя:

Email

Пожалуйста, сформулируйте Ваши вопросы относительно Рынок соков: Лебедянский, Мултон, Нидан…:


Введите число, изображенное на рисунке
code






© ТОП-ЭКСПЕРТ.